Итоги международной конференции в сфере транспортных коммуникаций: 500 участников, 37 стран, 80 двусторонних встреч и итоговое Коммюнике

20-21 сентября 2018 года в г.Ташкенте состоялась Международная конференция по развитию транспортно-транзитного потенциала Центрально-Азиатского региона: «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности».

В работе конференции приняли участие более 500 человек, из которых свыше 300 зарубежных гостей из 37 стран мира и 26 международных организаций, финансовых институтов и ведущих транспортных компаний, в том числе ИБР, АБР, ВБ, ЕБРР, АБИИ, ЭСКАТО ООН, ЕЭК ООН, ИКАО, ИАТА, ОБСЕ, ГИЦ, ШОС, ОИС, ОЭС, СНГ, ЦАРЭС, ТРАСЕКА, МСАТ, ОСЖД и др., а также ученые, общественные и государственные деятели.

На открытии мероприятия выступил Премьер-министр Республики Узбекистан Абдулла Арипов, зачитав приветствие Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева.

«Учитывая важное геостратегическое положение Центральной Азии, которая соединяет между собой крупнейшие международные рынки, особое значение приобретает объединение усилий наших стран с целью ускорения интеграции региона в систему международных транспортных коридоров», – было отмечено в обращении.

Также в обращении были подчеркнуты предложения Узбекистана по приоритетным направлениям развития транспортных коридоров в регионе:

  1. разработать Стратегию по развитию региональных транспортных коридоров Центральной Азии при содействии экспертов Всемирного банка, Азиатского и Исламского банков развития, других международных институтов, и на ее основе принять региональную Программу по устойчивому развитию транспортной системы Центральной Азии;
  2. создать систему интегрированного управления транспортными перевозками в рамках ШОС, учитывая, что страны региона играют ключевую роль в деятельности Шанхайской организации сотрудничества;
  3. сформировать Региональный совет по транспортным коммуникациям стран Центральной Азии, который станет координирующей структурой в решении имеющихся проблем в транспортно-логистической сфере;
  4. совместно развивать транспортные коммуникации и инфраструктуру в целях повышения туристической привлекательности региона, в том числе путем разработки совместно со Всемирной туристской организацией Концепции развития туристических хабов в Центральной Азии.

Работа конференции была организована в формате пленарной сессии, а также четырех параллельных секционных заседаний. Участники обсудили состояние, проблемы и перспективы развития транспортных коммуникаций в регионе и продемонстрировали стремление к наращиванию транспортного потенциала Центральной Азии в целях экономического развития и роста взаимной торговли.

В пленарной сессии выступили руководители и представители международных организаций, финансовых институтов и ведущих транспортных компаний, а также руководители государственных организаций.

«В результате проделанной масштабной работы, торговля с приграничными странами растет ощутимыми темпами, и уже сегодня рост составил 140%, что предъявляет повышенные требования к развитию транспортно-коммуникационного комплекса,отметил Жамшид Ходжаев, министр внешней торговли РУ.По итогам 2017 года общий объем перевозок международных грузов Узбекистана железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом составил около 33 млн. тонн. Доля транспортных услуг в общем объёме ВВП составила 6,6%. Мы заинтересованы в формировании развитой сети транспортных коридоров регионального значения».

Президент Исламского банка развития доктор Бандар Хаджар отметил, что Узбекистан является ключевым партнером Специальной региональной программы для Центральной Азии Группы Исламского банка развития, направленной на поддержку усилий ее стран-членов в Центрально-Азиатском регионе.

Данная программа полностью соответствует внешнеполитическим приоритетам Президента Республики Узбекистан по активизации взаимодействия прежде всего
со странами Центральной Азии и превращению ее в стабильный, экономически развитый и процветающий регион путем расширения торговли, ускоренного развития транспортной инфраструктуры, а также улучшения регионального сотрудничества.

Вице-президент Азиатского банка развития Венцай Жанг рассказал о важности развития транспортного сектора в регионе и проектах, реализуемых АБР.

«Страны Центральной и Западной Азии разделяют общие проблемы и вызовы. Восемь из одиннадцати стран не имеют выхода к морю. Улучшение региональной связи может сыграть определенную роль в решении этих проблем. Эффективные транспортные и торговые сети помогают связать бизнесы и рынки. Соединенность – это критически важный фактор для построения диверсифицированных и устойчивых экономик», - отметил Венцай Жанг в своем выступлении.

Было также подчеркнуто, что в знак признания важности транспортных коммуникаций, 11 стран работают в рамках Программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (Программы ЦАРЭС), направленной на координацию инвестиций в автомобильные, железнодорожные и другие транспортные и трансграничные инфраструктуры для завершения 6 мультимодальных коридоров, связывающих Центральную Азию с мировыми рынками.

Констатировано, что в настоящее время в рамках Программы ЦАРЭС АБР разрабатывает новую стратегию для региона – Транспортную стратегию ЦАРЭС-2030, что созвучно с инициативами руководства Республики Узбекистан, связанными с созданием интегрированного управления транспортом.

И.о. исполнительного секретаря ЭСКАТО ООН Хон Чжу Хам отметил, что ООН готова оказать полную поддержку Республике Узбекистан в создании эффективных транспортных коридоров и продолжить многостороннее сотрудничество со странами Центральной Азии с целью реализации устойчивых и инклюзивных возможностей в сфере транспорта.

В своем выступлении председатель Совета по железнодорожному транспорту СНГ, председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров указал, что в настоящее время российской стороной разрабатываются специальные тарифные условия, в рамках которых планируется предоставить скидки до 50% на перевозки грузов в/из стран ЦА, в частности, для транспортировки минеральных удобрений, цветных металлов и других продуктов Узбекистана.

Председатель Межправительственного совета дорожников, министр транспорта Кыргызстана Жамшидбек Калилов сообщил о готовности Кыргызской Республики активизировать взаимодействие с Узбекистаном в реализации совместных межгосударственных проектов, которые являются актуальными и востребованными не только для стран Центральной Азии, но и для государств-членов ШОС. Он также отметил большие надежды на скорейшую реализацию проекта по строительству новой железной дороги «Узбекистан – Кыргызстан – Китай».

Вице-президент Международного союза автомобильного транспорта Раду Динеску особо подчеркнул роль и место Узбекистана в продвижении торгово-экономических и транспортно-логистических вопросов в Центральной Азии. Регион расположен на перекрестке нескольких крупных торговых коридоров, в т.ч. китайского проекта Один пояс - один путь. Кроме того, он высоко оценил приверженность правительства Узбекистана возрождению Великого Шелкового пути, и подчеркнул важность восстановления коридора «Ташкент – Андижан – Ош – Иркештам – Кашгар».

Генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта Рафаэль Шварцман особо оценил действия властей Узбекистана по развитию туристической отрасли, где воздушное сообщение играет ключевую роль. Международный авиационный рынок, по словам Шварцмана, видит большой потенциал в Узбекистане.

После Пленарного заседания конференции состоялись 4 параллельных секционных заседания.

В ходе работы первого Секционного заседания на тему «Современное состояние и перспективы развития транспортно-транзитного потенциала стран Центральной Азии» участники пришли к общему мнению, что необходимо продолжить и активизировать сотрудничество в области совершенствования тарифной политики, внедрения информационных технологий, привлечения инвестиций и инициирования инновационного развития.

Достигнута договоренность о подписании Меморандума о взаимопонимании по развитию академического и научно-исследовательского сотрудничества в области конкурентоспособных информационных технологий и логистики между Университетом ИНХА в Ташкенте и Научно-исследовательским информационным центром
АО «Узбекистон темир йуллари».

В рамках второго Секционного заседания на тему «Мировые и региональные тенденции развития железнодорожного транспорта» состоялся обмен мнениями и опытом между представителями железнодорожных администраций и транспортно-логистических компаний.

По итогам достигнуты договоренности, направленные на углубление сотрудничества железнодорожных администраций стран региона:

  • с казахстанской стороной договорились о пролонгации на 2019 год тарифных преференций, действующих в 2018 году, об открытии представительства АО «Узбекистон темир йуллари» в городах Астана и Актау, а также о создании совместного предприятия по организации контейнерных перевозок в направлении КНР – Средняя Азия;
  • с белорусской стороной подписано Соглашение о сотрудничестве между государственным объединением «Белорусская железная дорога» и АО «Узбекистон темир йуллари»;
  • с китайской стороной проработан Меморандум о сотрудничестве в сфере железнодорожного транспорта.

В рамках Секционного заседания «Международное сотрудничество по дальнейшему совершенствованию автомобильных перевозок: зарубежный опыт и национальная практика» участники обменялись мнениями по актуальным вопросам в сфере международных автомобильных перевозок.

По итогам заседания участники пришли к единому мнению в вопросах гармонизации законодательств и стандартов с международными нормами, поощрения при использовании инновационных технологий, в частности, с целью стимулирования перехода к электронному документообороту. Большое внимание в обсуждениях было уделено дальнейшему развитию качественной и безопасной автодорожной и вспомогательной придорожной инфраструктуры на международных транспортных и транзитных коридорах, проходящих по территории государств ЦА.

В ходе четвертого секционного заседания на тему «Актуальные вопросы развития воздушного транспорта в Центральной Азии» обсуждены и приняты совместные решения по вопросам взаимодействия авиаперевозчиков, аэропортов, провайдеров аэронавигационного обслуживания и организаций по техническому обслуживанию воздушных судов. Также участники обсудили необходимость гармонизации воздушного пространства, регионализации подготовки авиационных специалистов, развития и взаимной интеграции IT-платформ в сфере авиации.

В результате данного заседания подписаны следующие документы:

  • Совместный План решений на 2018-2035 гг. между НАК «Узбекистон хаво йуллари» и Международной организацией ИАТА;
  • Соглашение между провайдерами аэронавигационных услуг Республики Узбекистан и Республики Кыргызстан;
  • Соглашение между провайдерами аэронавигационных услуг Республики Узбекистан и Республики Таджикистан.

День второй.

Демо-тур на завод СП MAN Auto Uzbekistan (Самарканд)

В рамках программы конференции 21 сентября 2018 года порядка 300 зарубежных участников посетили завод СП MAN Auto Uzbekistan в Самарканде, где были ознакомлены с деятельностью компании по производству трейлеров, грузовых автомобилей, городских и междугородних автобусов.

Делегация также имела возможность посетить достопримечательности Самарканда, в частности, площадь Регистан и мавзолей Гури Эмир. Гости были впечатлены историческими и культурными памятниками города.

Стоит отметить, что в рамках пребывания иностранных гостей были проведены более 80 двусторонних встреч и переговоров в министерствах и ведомствах республики.

В завершение участники конференции высоко оценили итоги мероприятий и выразили благодарность Правительству Республики Узбекистан за организацию конференции на высоком уровне. По их мнению, она позволила сблизить общую позицию и подходы по решению актуальных вопросов, находящихся на повестке дня в сфере транспорта.

 – Однозначно, конференция прошла успешно. Среди многих других встреч и переговоров в моей деятельности именно эта конференция заняла особое место, учитывая смелые инициативы и новые перспективы в данном направлении. Особо хочу отметить грамотную организацию мероприятий: насыщенная и очень интересная программа, все на высоком уровне, – поделился своим мнением Майкл Коллин, представитель компании ILF Consulting Engineers (Австрия).

По мнению представителя латвийской делегации, президента Латвийской железной дороги Эдвиса Берзиньш конференция смогла собрать в одном месте огромное количество высококлассных специалистов как железнодорожного, автомобильного, так и авиационного транспорта. По его мнению, Центрально-Азиатский регион стал одним из самых привлекательных рынков транспортных услуг. В данном контексте особо подчеркивалась значимость транспортной конференции.

Заведующий отделением развития транспортного рынка АО «ИЭРТ» Алексей Замковой также отметил, что Международная конференция в Ташкенте принесла массу положительных впечатлений и стала продуктивной площадкой для открытого диалога между экспертами в сфере транспорта.

По итогам конференции страны ЦА (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) приняли Коммюнике по развитию транспортно-транзитного потенциала Центральной Азии. Также стороны приняли ряд соглашений и протоколов намерений по итогам секционных заседаний. Инициативы Узбекистана по развитию транспортного потенциала региона были полностью поддержаны участниками конференции.

 Пресс-служба
Министерства внешней торговли

Погода в Ташкенте

Ташкент

Погода на сегодня в 14:00

+22,1 °C

Опрос

Каковы, по Вашему мнению, причины коррупции?
UZ-CERTified Hosting by UZINFOCOM